Внеурочная работа по биологии и химии

Загрузка ...

       Урок не позволяет решать все задачи, направленные на формирование экологической культуры личности. Средством решения данной проблемы является внеклассная деятельность по предметам. Одним из важнейших аспектов данного вида деятельности в рамках формирования экологической культуры является возможность интеграции ценностных, нормативных, нравственно-эстетических аспектов на основе деятельностного подхода в целом и практической деятельности в частности.

В своей работе я использую все три формы внеклассной работы:

Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по неясным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов (работа над рефератами, докладами, статьями и т.д.). Данная работа особенно актуальна в настоящее время, поскольку учащиеся-члены Школьного научного общества в условиях сдачи переводных экзаменов все чаще стали обращаться именно к этой форме.

Групповая работа заключается в работе с учащимися по программам разработанных мною спецкурсов.

Название программы

Классы

Количество часов в год

Год реализации

Количество задействованных учащихся

Элективные и факультативные курсы

«Экология и здоровье человека»

9

17

2007-2008, 2008-2009

40

«Химия и охрана окружающей среды»

10-11

68

2007-2008,

2008-2009

45

«Практикум по общей химии»

11

34

2007-2008

15

«Химия: подготовка к ЕГЭ»

11

17

2008-2009

14

«Биология: подготовка к ЕГЭ»

11

17

2008-2009

14

«Компьютерные технологии в химии»

11

17

2008-2009

14

«Экология»

10-11

68

2009-2010

25

Кружки

«Экология родного края»

5-7

34

2007-2008

15

«Удивительный мир химии»

8-9

34

2007-2008

15

«Человек и окружающая среда»

8-9

34

2008-2009

15

«Экопост»

10-11

34

2008-2009

15

«Экопрактикум»

5-9

34

2009-2010

15

«Решаем задачи по химии»

8-9

34

2009-2010

15

Программы дополнительного образования

«Юный исследователь (ЮНИС)»

9-11

72

2007-2008,

2008-2009,

2009-2010

25

Программы спецкурсов, реализуемые мною во внеурочной деятельности:

1. Программа дополнительного образования "Искатель"

2. Программа кружка "Решаем задачи по химии"

3. Программа кружка "Экопрактикум"

4. Рабочая программа факультативного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ"

5. Рабочая программа факультативного курса "Химияю Подготовка к ЕГЭ"

6. Рабочая программа факультативного курса для 11 класса "Компьютерные технологии в химии"

7. Рабочая программа факультативного курса для 10-11 классов "Экология"

8. Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Химия и охрана окружающей среды"

9. Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Экология и здоровье человека"

10. Тематическое планирование кружка "Удивительный мир химии"

11. Тематическое планирование кружка "Человек и окружающая среда"

12. Рабочая программа факультативного курса для 11 класса "Практикум по общей химии"

Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике мероприятия. За время работы над методической темой разработал план экологических мероприятий, включающий:

Ø      ученические конференции («Здоровье детей - здоровье нации» - конференция-игра с элементами ситуативного практикума (2008-2009 учебный год)),

Ø      общешкольные игры («Вредные привычки» (2007-2008 год));

Ø      ученические семинары («Технология исследовательской деятельности» (2008-2009 год));

Ø      конкурсы экологических рисунков и плакатов («Земля - наш дом» (2007-2008 год/, «Радиация - гибель всему живому» (2008-2009 год), «Мама, папа, я - экологическая семья» (2007-2008 год));

Ø      олимпиады («Экологическая олимпиада школьников» (2008-2009 год);

Ø      экологические экскурсии и походы по изучению особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Тульской области: ООПТ «Белая гора» Плавского района; ООПТ «Кочаковское болото» Щекинского района; ООПТ «Излучина» Веневского района; ООПТ «Ишутинская гора», «Шилова гора», «Урочище «Камни» и т.д.

Также важнейшей формой массовой работы с учащимися является участие их в различных экологических акциях, операциях. Данная форма организации работы позволяет сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов.

Ежегодные экологические акции и операции

Название акции

Уровень

Содержание

Период проведения

Накорми птиц

Школьный

Сбор плодов для зимнего прикорма птиц

Сентябрь-октябрь

Лесные богатства

Школьный

Просветительская и природоохранная работа по сохранению леса и его богатств

Апрель-июнь

Родник

Школьный

Разведывание и очистка родников

Май-август

Участок

Школьный

Создание экологически благоприятной среды территории школы (сбор мусора, высадка деревьев и т.д.)

Апрель-май

Река Плава

Школьный

Очистка русла реки Плавы

Май-август

Желудь

Муниципальный

Сбор желудей для лесовосстановительной работы

Сентябрь-ноябрь

Кормушка

Муниципальный

Изготовление кормушек для зимнего прикорма птиц

Сентябрь-ноябрь

Сохраним лес и его обитателей от пожара

Муниципальный

Просветительская и природоохранная деятельность по сохранению леса и его обитателей от пожара

Апрель-ноябрь

Скворечник

Муниципальный

Изготовление скворечников

Март-апрель

Возродим наш лес

Региональный

Просветительская и практическая природоохранная деятельность по сохранению и восстановлению лесных массивов в районе

Сентябрь-октябрь

Неделя Тульского леса

Региональный

Лесовосстановительная работа в районе

Сентябрь

Кроме проводимых в течение года общешкольных мероприятий, ежегодно в июне на территории Плавского района проводится летний экологический слет учащихся школ. Разрабатываемая мною программа экологического слета включает разнообразные мероприятия, обучающего, соревновательного и развлекательного характера. Также летом 2008-2009 учебного года на базе МОУ «Волхонщинская СОШ» был открыт профильный экологический лагерь, цель которого включала формирование у учащихся системы практических умений и навыков по изучению, восстановлению и охране окружающей среды, как важнейшего компонента экологической культуры личности.

 

План мероприятий летнего экологического профильного лагеря

 

№ п/п

Дата

Мероприятие

1

23.06.09

  • открытие лагеря;
  • Мониторинг природной среды.
  • Мониторинг пришкольной среды

2

24.06.09

  • Мониторинг водной среды.
  • Рекогносцировочное исследование реки Плавы Плавского района.
  • Экскурсия на очистные сооружения

3

25.06.09

  • Физико-химические методы исследования воды реки Плавы.
  • Туристко-краеведческая эстафета «В царстве Берендея»

4

26.06.09

  • Мониторинг воздушной среды.
  • Конкурсная программа «Воздух наш чистый».
  • Экскурсия на ОАО «Туласпирт» завод «Плавский»

5-6

27.06.09

28.06.09

  • Экскурсия на болото Кочаки Щекинского района Тульской области

7

29.06.09

  • Тренировка эвакуации при пожаре.
  • Эколого-краеведческая викторина  «Вся прелесть Тульского края».

8

30.06.09

  • Биоиндикация в экологическом мониторинге.
  • Мониторинг почвенной среды.
  • Эстафета «По пути следопытов»

9

01.07.09

  • Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние растительного сообщества.
  • Закладка индивидуальных исследовательских работ

10

02.07.09

  • Принципы охраны природы.
  • Экскурсия на ООПТ «Белая Гора» Плавского района Тульской области

11

03.07.09

  • Мониторинг здоровья человека.
  • Конференция «Здоровье детей - здоровье нации»

12-13

04.07.09

05.07.09

  • Экскурсия на ООПТ «Шилова Гора» Ефремовского района Тульской области

14-20

06.07.09-12.07.09

  • Летняя образовательная экспедиция совместно с Гринпис России в рамках участия в региональном проекте «Возродим наш лес»

21

13.07.09

  • Итоговая конференция.
  • Закрытие лагеря