Внеурочная работа

       Урок не позволяет решать все задачи, направленные на формирование экологической культуры личности. Средством решения данной проблемы является внеклассная деятельность по предметам. Одним из важнейших аспектов данного вида деятельности в рамках формирования экологической культуры является возможность интеграции ценностных, нормативных, нравственно-эстетических аспектов на основе деятельностного подхода в целом и практической деятельности в частности.

В своей работе я использую все три формы внеклассной работы:

  • индивидуальную;

  • групповую;

  • массовую.

Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по неясным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов (работа над рефератами, докладами, статьями и т.д.). Данная работа особенно актуальна в настоящее время, поскольку учащиеся-члены Школьного научного общества в условиях сдачи переводных экзаменов все чаще стали обращаться именно к этой форме.

Групповая работа заключается в работе с учащимися по программам разработанных мною спецкурсов.

Название программы

Классы

Количество часов в год

Год реализации

Количество задействованных учащихся

Элективные и факультативные курсы

«Экология и здоровье человека»

9

17

2007-2008, 2008-2009

40

«Химия и охрана окружающей среды»

10-11

68

2007-2008,

2008-2009

45

«Практикум по общей химии»

11

34

2007-2008

15

«Химия: подготовка к ЕГЭ»

11

17

2008-2009

14

«Биология: подготовка к ЕГЭ»

11

17

2008-2009

14

«Компьютерные технологии в химии»

11

17

2008-2009

14

«Экология»

10-11

68

2009-2010

25

Кружки

«Экология родного края»

5-7

34

2007-2008

15

«Удивительный мир химии»

8-9

34

2007-2008

15

«Человек и окружающая среда»

8-9

34

2008-2009

15

«Экопост»

10-11

34

2008-2009

15

«Экопрактикум»

5-9

34

2009-2010

15

«Решаем задачи по химии»

8-9

34

2009-2010

15

Программы дополнительного образования

«Юный исследователь (ЮНИС)»

9-11

72

2007-2008,

2008-2009,

2009-2010

25

Программы спецкурсов, реализуемые мною во внеурочной деятельности:

1. Программа дополнительного образования "Искатель"

2. Программа кружка "Решаем задачи по химии"

3. Программа кружка "Экопрактикум"

4. Рабочая программа факультативного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ"

5. Рабочая программа факультативного курса "Химияю Подготовка к ЕГЭ"

6. Рабочая программа факультативного курса для 11 класса "Компьютерные технологии в химии"

7. Рабочая программа факультативного курса для 10-11 классов "Экология"

8. Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Химия и охрана окружающей среды"

9. Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Экология и здоровье человека"

10. Тематическое планирование кружка "Удивительный мир химии"

11. Тематическое планирование кружка "Человек и окружающая среда"

12. Рабочая программа факультативного курса для 11 класса "Практикум по общей химии"

Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике мероприятия. За время работы над методической темой разработал план экологических мероприятий, включающий:

Ø      ученические конференции («Здоровье детей - здоровье нации» - конференция-игра с элементами ситуативного практикума (2008-2009 учебный год)),

Ø      общешкольные игры («Вредные привычки» (2007-2008 год));

Ø      ученические семинары («Технология исследовательской деятельности» (2008-2009 год));

Ø      конкурсы экологических рисунков и плакатов («Земля - наш дом» (2007-2008 год/, «Радиация - гибель всему живому» (2008-2009 год), «Мама, папа, я - экологическая семья» (2007-2008 год));

Ø      олимпиады («Экологическая олимпиада школьников» (2008-2009 год);

Ø      экологические экскурсии и походы по изучению особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Тульской области: ООПТ «Белая гора» Плавского района; ООПТ «Кочаковское болото» Щекинского района; ООПТ «Излучина» Веневского района; ООПТ «Ишутинская гора», «Шилова гора», «Урочище «Камни» и т.д.

Также важнейшей формой массовой работы с учащимися является участие их в различных экологических акциях, операциях. Данная форма организации работы позволяет сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов.

Ежегодные экологические акции и операции

Название акции

Уровень

Содержание

Период проведения

Накорми птиц

Школьный

Сбор плодов для зимнего прикорма птиц

Сентябрь-октябрь

Лесные богатства

Школьный

Просветительская и природоохранная работа по сохранению леса и его богатств

Апрель-июнь

Родник

Школьный

Разведывание и очистка родников

Май-август

Участок

Школьный

Создание экологически благоприятной среды территории школы (сбор мусора, высадка деревьев и т.д.)

Апрель-май

Река Плава

Школьный

Очистка русла реки Плавы

Май-август

Желудь

Муниципальный

Сбор желудей для лесовосстановительной работы

Сентябрь-ноябрь

Кормушка

Муниципальный

Изготовление кормушек для зимнего прикорма птиц

Сентябрь-ноябрь

Сохраним лес и его обитателей от пожара

Муниципальный

Просветительская и природоохранная деятельность по сохранению леса и его обитателей от пожара

Апрель-ноябрь

Скворечник

Муниципальный

Изготовление скворечников

Март-апрель

Возродим наш лес

Региональный

Просветительская и практическая природоохранная деятельность по сохранению и восстановлению лесных массивов в районе

Сентябрь-октябрь

Неделя Тульского леса

Региональный

Лесовосстановительная работа в районе

Сентябрь

Кроме проводимых в течение года общешкольных мероприятий, ежегодно в июне на территории Плавского района проводится летний экологический слет учащихся школ. Разрабатываемая мною программа экологического слета включает разнообразные мероприятия, обучающего, соревновательного и развлекательного характера. Также летом 2008-2009 учебного года на базе МОУ «Волхонщинская СОШ» был открыт профильный экологический лагерь, цель которого включала формирование у учащихся системы практических умений и навыков по изучению, восстановлению и охране окружающей среды, как важнейшего компонента экологической культуры личности.

 

План мероприятий летнего экологического профильного лагеря

 

№ п/п

Дата

Мероприятие

1

23.06.09

  • открытие лагеря;
  • Мониторинг природной среды.
  • Мониторинг пришкольной среды

2

24.06.09

  • Мониторинг водной среды.
  • Рекогносцировочное исследование реки Плавы Плавского района.
  • Экскурсия на очистные сооружения

3

25.06.09

  • Физико-химические методы исследования воды реки Плавы.
  • Туристко-краеведческая эстафета «В царстве Берендея»

4

26.06.09

  • Мониторинг воздушной среды.
  • Конкурсная программа «Воздух наш чистый».
  • Экскурсия на ОАО «Туласпирт» завод «Плавский»

5-6

27.06.09

28.06.09

  • Экскурсия на болото Кочаки Щекинского района Тульской области

7

29.06.09

  • Тренировка эвакуации при пожаре.
  • Эколого-краеведческая викторина  «Вся прелесть Тульского края».

8

30.06.09

  • Биоиндикация в экологическом мониторинге.
  • Мониторинг почвенной среды.
  • Эстафета «По пути следопытов»

9

01.07.09

  • Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние растительного сообщества.
  • Закладка индивидуальных исследовательских работ

10

02.07.09

  • Принципы охраны природы.
  • Экскурсия на ООПТ «Белая Гора» Плавского района Тульской области

11

03.07.09

  • Мониторинг здоровья человека.
  • Конференция «Здоровье детей - здоровье нации»

12-13

04.07.09

05.07.09

  • Экскурсия на ООПТ «Шилова Гора» Ефремовского района Тульской области

14-20

06.07.09-12.07.09

  • Летняя образовательная экспедиция совместно с Гринпис России в рамках участия в региональном проекте «Возродим наш лес»

21

13.07.09

  • Итоговая конференция.
  • Закрытие лагеря

 

 

 

 

Началось онлайн-голосование на лучший сайт участника конкурса

Каждый желающий может поставить оценку участнику конкурса "Учитель года Росии" за созданный им Интернет-ресурс

 

FAQ для аттестующихся педагогов

В субъекты Федерации разосланы разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Они сделаны в популярном для интернета жанре Frequently Asked Question (FAQ) - часто задаваемые вопросы. Самая главная мысль - от аттестации отказаться нельзя.

В российские школы в 2010-2011 учебном году пойдут 12 млн 136 тыс. детей

В российские школы в 2010-2011 учебном году пойдут 12 млн 136 тыс. детей, что на 1,4% меньше, чем годом ранее