Творческий портрет

Профессия учитель: миф и реальность.

 

Необычная  у нас с вами профессия. Профессия, связанная с детством, со средой его счастливого обитания, где оно, детство, может играть, смеяться, двигаться, думать, трудиться. Профессия, которая требует... Чего только не требует от нас наша профессия...

Я работаю в школе только четыре года. Кто-то, вероятно, скажет, что этого недостаточно для выработки собственных педагогических суждений. Возможно, вы правы. Конечно, опыт приходит с годами, с пережитыми событиями, но мне, как учителю биологии известен и другой более глубокий, более древний опыт - генетический. Бабушка, мама, сестра, мои школьные и университетские учителя, не они ли передают мне свой опыт?   И в чем состоит МОЯ педагогическая философия?

Наверное, на сегодняшний день она подобна мифическому символу друидов - тройчатому листу клевера.

Первая лопасть - лопасть вдохновения! Научить ребенка быть отличником - не главное, главное - вдохновить его к познанию. Ведь дети, как героиня рассказа Льюиса Кэрролла Алиса, желают узнать: что же скрывается в кроличьей норе? Показать эту нору детям, но не открывать ее, дать каждому самостоятельно выяснить, что там... в глубине. Вдохновить на открытия - это одна из моих педагогических задач.

Вторая лопасть - понимание!  Понять ребенка значит признать и принять его. Не об этом ли размышлял герой фильма «Доживем до понедельника», когда написал: «Счастье - это когда тебя понимают»?

Как часто приходится сегодня слышать как, с одной стороны, учитель, проработавший в школе не один десяток лет, говорит: «Не понимаю я современную молодежь, что им нужно», - а, с другой, вторят ученики: «ВАМ, учителям,  нас не понять!» Как мне - классному руководителю - разрешить эту дилемму? Может, пора начать говорить, если не на одном языке, так хотя бы об одном и том же: о вечных истинах - о добре и зле, любви и предательстве, о верности и измене. Учитель - связующее звено между поколениями  в диалоге о вечных ценностях.   Только поняв друг друга, мы вместе сможем  познать истину, войти в реку жизни и добиться  успехов. Ребенок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем, человеком, который тебя понимает. 

И, наконец, третья лопасть - лопасть радости! Джани Родари говорил, что многое учится со слезами горькими и бесполезными, а могло бы быть выучено легко и со смехом. Учение - не мучение, а радость. Ведь школа - дом радости, в котором дети проводят большую часть своей жизни. Опора на положительное в каждом ученике, привлечение собственного позитивного опыта ребенка могут сгладить жесткие проявления современных требований модернизации, информатизации, профилизации, предъявляемые к школе. Оставим эти сложные для понимания ребёнка термины нам, взрослым, а детям подарим радость первых открытий, первых разочарований (они тоже нужны в жизни).

Итак, тройчатый лист клевера - гармоничная структура, не правда ли? Символ жизненной силы. Наверное, только эта магическая жизненная сила и спасает после 7 уроков ежедневно. Но..., будем честными, любой человек мечтает найти не этот обычный, доступный каждому тройчатый лист, а таинственный, магический, чрезвычайно редко встречающийся четырехлопастный клевер - символ СЧАСТЬЯ. Для каждого человека этот четвертый листочек  так же, как и счастье, что-то личное. Для меня это нечто иное, как ощущение своей необходимости для ребенка. Именно учитель является тем человеком, который наравне с родителями, а иногда, к сожалению, и вместо них объясняет ребенку,  «что такое хорошо и что такое плохо», он и только он раскрывает в каждом ребенке его возможности, таланты, помогает найти ЕГО место в жизни.  

Учитель всегда на острие атаки, готов встретить любые преобразования. Новые вызовы времени всегда будут приводить к изменению требований, предъявляемых к педагогам. Хочется верить, что наступит день, когда о прогрессе нации будут судить не по ее военной мощи, а по тому положению, которое занимает учитель в обществе.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, но неизменной остаётся одна истина: учитель приходит в школу учителем и уходит из этой жизни в том же звании, а роль его, не только как человека, передающего знания, но и как наставника остается неизменной и незаменимой: направить человека по ЕГО жизненному пути, ведь не зря говорил Конфуций:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Гарифзянов Андрей Рузильевич

(из выступления на региональном этапе Всероссийского конкурса УЧитель года - 2010")

Началось онлайн-голосование на лучший сайт участника конкурса

Каждый желающий может поставить оценку участнику конкурса "Учитель года Росии" за созданный им Интернет-ресурс

 

FAQ для аттестующихся педагогов

В субъекты Федерации разосланы разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Они сделаны в популярном для интернета жанре Frequently Asked Question (FAQ) - часто задаваемые вопросы. Самая главная мысль - от аттестации отказаться нельзя.

В российские школы в 2010-2011 учебном году пойдут 12 млн 136 тыс. детей

В российские школы в 2010-2011 учебном году пойдут 12 млн 136 тыс. детей, что на 1,4% меньше, чем годом ранее