Исследовательская работа

 

Создание в школе пробных пространств для формирования компонентов экологической культуры, а также ключевых компетенций невозможно без использования технологии исследовательской деятельности - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

За все время работы над методической темой мною накоплен большой опыт ее использования. Годовая циклограмма этой работы включает следующие обязательные виды деятельности:

 

декабрь-январь

 

работа с начинающими исследователями (уроки, лекции, постоянно действующий семинар «Технология исследовательской деятельности учащихся», «Круглый стол» по итогам года, предъявление опыта старших товарищей)

 

февраль

 

 

 

установочные лекции, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над исследовательским проектом, мотивация деятельности, знакомство с критериями оценивания проектов, демонстрация образцов лучших проектов прошлых лет

 

март-апрель

 

этап выбора тематики учебных проектов (проблематизация, промысливание) по различным предметным областям. Согласование работы в группах с учителями разных предметов (если проект межпредметного типа)

 май-июль

 

самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности

август

 

внутренняя экспертиза (в профильной группе, в Совете ШНО) готовых проектов. Внешняя экспертиза (ученые ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

сентябрь-ноябрь

 

 

презентация проектов (на уроке, на заседании ШНО, конкурсе учебно-исследовательских проектов)

 

 

ноябрь-декабрь

 

рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование работы на следующий год

При работе над исследовательским проектом выделяю следующие этапы (по И.Д.Чечель):

1.      постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач;

2.      обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

3.      самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;

4.      продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

5.      исследование, решение конкретных задач;

6.      обобщение результатов, выводы;

7.      реализация проекта;

8.      анализ успехов и ошибок.

Функции учителя при работе учащихся над исследовательским проектом:

  • помогает ученикам в поиске нужной информации;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников.

При этом важным для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций учащихся является то, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

В связи с этим первоначально любой проект задумывается, как коллективный учебный. В этом случае совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Например,

Урок химии в 11 классе «Химия и охрана окружающей среды»

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая».

Проблема: «Как вы думаете, на чем основан этот простой, но зловещий тактический шаг?»

Решение проблемы: Учащиеся высказывают свои предположения, обсуждают возможные верные решения. Но вместо того, чтобы высказать верное решение, я предлагаю учащимся найти его самим.

Организация исследовательской проектной деятельности: Учащимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: экологи, химики, биологи, дизайнеры (численность от 3 до 5 человек). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет, заранее мною приготовленные. Второй урок был проведен в компьютерном классе. Благодаря одновременному выходу в Интернет через прокси-сервер ученики имели возможность собрать нужную информацию в сети для решения задач своей ролевой группы. В результате компиляции каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций. Все материалы в электронном виде были переданы группе дизайнеров, которые на основе полученной информации сделали компьютерную презентацию «Влияние засоления почвенного покрова на жизнедеятельность растений», которую они представили на очередном заседании Школьного научного общества.

В образовательном процессе нашей школы давно и эффективно используются информационно-телекоммуникационные технологии. Поэтому оформление учебных проектов в электронном виде с помощью известных прикладных компьютерных программ (Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Font Frog, Corel PHOTO-PAINT X3) - обязательное условие для их презентации. Помимо этого ряд проектов выполняется как видеопроекты или мультимедийные электронные энциклопедии.

Например, проект учащихся 7 класса из серии «Многообразие живого мира» электронная энциклопедия «Земноводные», или проект учащихся 6 класса «Классификация растений».

При работе учащихся над исследовательскими проектами особую помощь оказывают специализированные Интернет-сайты, доступ к которым обеспечен всем учащимися школы:

www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся;

www.vernadsky.info - сайт Конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского;

www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»; www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических конференций.

Отточенные учащимися навыки исследовательской проектной деятельности, полученные ими при обучении химии и биологии активными методами, были использованы при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ для сдачи экзаменов и зачетов по спецкурсам.  В целом за три учебных года (2007-2008, 2008-2009, 2009-2010) учащимися были выполнены на достаточно высоком уровне свыше 15 исследовательских работ, многие из которых впоследствии стали победителями региональных и федеральных этапов Всероссийских конкурсов:

1. Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды:

- Бурлаков Иван, Валуева Светлана, Ханин Вячеслав, Якименко Николай. «Исследование экологического состояния реки Плавы Плавского района» - диплом лауреата регионального этапа конкурса, 2007 год (скачать);

- Якименко Николай. «Исследование почвенного покрова Плавского района» - диплом I степени регионального этапа и диплом лауреата федерального этапа конкурса, 2009 год (скачать);

- Бородина Ольга. «Влияние регуляторов роста на посевные качества семян и формирование устойчивости сортов кочанной капусты» - диплом I степени регионального этапа и диплом лауреата федерального этапа конкурса, 2010 год (скачать);

- Есипова Екатерина. «Роль древесных растений в оптимизации придорожных территорий» - диплом I степени регионального этапа и диплом I степени федерального этапа конкурса, 2010 год (скачать).

2. Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»:

- Сазончикова Елена. «Практический природоохранный проект «Лес своими руками»» - диплом I степени регионального этапа и диплом лауреата федерального этапа конкурса, 2008 год (скачать);

- Бородина Ольга. «Практический природоохранный проект «Зеленый приют»» - диплом I степени регионального этапа и диплом лауреата федерального этапа конкурса, 2010 год (скачать).

 

 

Началось онлайн-голосование на лучший сайт участника конкурса

Каждый желающий может поставить оценку участнику конкурса "Учитель года Росии" за созданный им Интернет-ресурс

 

FAQ для аттестующихся педагогов

В субъекты Федерации разосланы разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Они сделаны в популярном для интернета жанре Frequently Asked Question (FAQ) - часто задаваемые вопросы. Самая главная мысль - от аттестации отказаться нельзя.

В российские школы в 2010-2011 учебном году пойдут 12 млн 136 тыс. детей

В российские школы в 2010-2011 учебном году пойдут 12 млн 136 тыс. детей, что на 1,4% меньше, чем годом ранее